Разобравшись, таким образом, с понятием «управление», посмотрим, а в чем же заключается его «эффективность»? Существуют два подхода к определению понятия «эффективность». В первом подходе «эффект» каких-то действий воспринимается в значении «результат». Соответственно, в данном подходе «эффективность управления» тождественна «результативности управления». А результативность управления — это мера достижения цели управления. Достигли цели — управление было эффективным, не достигли — значит, управление было неэффективным.
Во втором подходе «эффект» понимается как «цена результата». В данном случае речь уже идет об экономическом эффекте управления. Для примера — если все цели были достигнуты и для этого были затрачены ресурсы в пределах заданного бюджета, то можно сказать, что управление было эффективным. Если же цели были достигнуты (еще хуже, если были достигнуты не все цели), но затраченные ресурсы превысили заданный бюджет, то такое управление было экономически неэффективным.
Из всего ранее сказанного следует, что ключевым понятием в управлении является понятие «цель».
Цель — это четкое представление о требуемом результате.
Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос — достигнута цель или нет.
Следует отметить, что измеримой должна быть любая цель, даже если она не количественная. Например, цель «филиал в г. Н-ск открыт» должна иметь перечень параметров, однозначно определяющих, достигнута данная цель или нет. Такими параметрами могут быть следующие: склад и офис взяты в аренду, на них оформлены договоры аренды, проведен необходимый ремонт помещений, произведено оснащение рабочих мест, персонал филиала принят в штат и прошел вводный инструктаж, на складе имеется необходимый запас товара и т.п. Причем каждый параметр должен быть детально описан. Например, должно быть утверждено штатное расписание филиала, определены размеры склада и офиса, определен номинальный размер складского запаса и т.д.
Возникает вопрос: если смысл понятия управления для бизнеса точно такой же, как и для управления техническими
объектами, как же должно быть организовано управление в компании?
Компания организуется владельцем для того, чтобы она создавала некую продукцию (работы, услуги) и продавала ее на рынке, а часть дохода компании получал бы владелец как организатор данного бизнеса.
Соответственно, чтобы компания заработала, должны быть сформированы определенные подразделения (рабочие места), выполняющие свои функции и участвующие в общем процессе производства и продаж продукции (работ, услуг). Эти подразделения (рабочие места) должны работать четко и слаженно, а для этого должна быть определена логическая схема их совместной работы. Имея такую логическую схему работы, можно задать для всех подразделений и сотрудников целевые показатели управления, которые совместно с введением системы персональной ответственности за достижение этих показателей и мотивации на их достижение обеспечат владельца бизнеса хорошим доходом.